joker29 (joker29) wrote,
joker29
joker29

Category:

15 лет фильму "Человек-паук" Сэма Рэйми



Почему я вообще решил написать об этом фильме? Потому что у него юбилей? Потому что это первый фильм в истории, заработавший в первый уик-энд более ста миллионов долларов, а именно 114,8? Потому что он озарил новую эру в кинематографе (ну, формально, это сделали «Люди Икс», но они не собрали так много)? И да, и нет. Я пишу про этот фильм потому, что, как бы банально это ни звучало, я на нем рос. На нем росла моя киномания. И если «Человек-паук» и не положил начало настоящей любви к кинематографу, то уж точно дал мощный толчок в нужном направлении. Я не буду писать о множестве интересных фактов и событий, сопровождавших создание картины и тд, но с удовольствием почитаю, если кто-то на такой пост сподобится. Я не буду пытаться доказать, почему это хорошее кино. Здесь не будет аналитики. Я просто расскажу историю из прошлого. Вернусь на 15 лет назад, в апрель-май 2002 года. Время, когда мне было 10 лет, и я очень любил супергероев.



Но, сначала заглянем еще чуть дальше в прошлое.

Первое фото сделано продавцом Полароида. Дядька сзади просто проходил мимо. Может, его зовут Петя.
На втором фото новый видак и телевизор (об этом чуть ниже), на экране которого еще худой Василий Уткин в "Футбольном клубе".

С кинематографом я познакомился, как и почти все, благодаря родителям. Я помню, как мы пошли в магазин в одном из павильонов ВДНХ в середине 90-х и купили 54-сантиметровый телевизор Sharp и видеомагнитофон Funai. Начало было положено. Появились десятки пиратских видеокассет: фильма Шварца, Чака Норриса, Джима Керри, индийское кино, диснеевские мультфильмы. Одно из первых киновоспоминаний – просмотр «Маски» с Джимом Керри, где смех не раз сменялся страхом – первая трансформация Стенли, жуткое преображение злодея, заполучившего маску. Просмотры фильмов у нас дома были очень частыми. Знакомство с фильмами о супергероях я начал с «Супермена» Ричарда Доннера. Я до сих пор не умудрился пересмотреть его, но до сих пор помню моменты, как молодой Кларк пинает мяч в далекие дали и бегает наперегонки с поездом. Потом был «Бэтмен» Тима Бертона. И мультсериалы. О Супермене, Бэтмене, Людях Икс и, конечно же, о Человеке-пауке.

Здесь я смотрю "Русалочку". На кассете еще был записан "Спасатели в Австралии" и пара серий "Могучего мышонка".
Да, я в колготках.




Когда-то у меня была такая кассета, которая кончалась на самом интересном месте, когда Веном захватил Эдди Брока. Продолжение увидел я только спустя пару лет, когда сериал крутили по Рен-ТВ в сегменте Fox Kids.

Мультсериал «Человек-паук» 94-го года – вряд ли я совру, сказав, что на нем росло целое поколение мальчишек, и что он заложил в сознание молодых зрителей основы понимания сути супергероев. Простой паренек из бедной семьи, который стоит на страже правосудия. В отличие от пришельца Супермена, миллиардера Бэтмена, мутантов Людей Икс, живущих отшельниками в особняке, подросток Питер Паркер был наиболее близок, и мне, и множеству других мальчишек.



Неудивительно, что выход фильма был большим событием. Вся моя пацанская свора просто гудела в предвкушении этого фильма. Вы бы знали, какая атмосфера царила на улице, во дворе, где собиралась вся шпана. Паук был на устах у всех. И как вы понимаете, 2002-й год – доинтернетовская эпоха, и информации о картине было мало. Какие-то заметки в газетах, пятисекундные тв-споты на каналах, по которым невозможно было что-то понять, которые мальчишки с упоением обсуждали. Только представьте – персонаж всеми любимого мультсериала перешел на большой экран. Хоть источников информации было немного, был еще один способ нагнетания хайпа. Тогда в ходу были комиксы про Паука и Людей Икс от издательства "Комикс" (изначально "Дед мороз"), и их страницы были просто наводнены рекламой фильма и игрушек по фильму. У меня самого был 2-й выпуск. Вся детвора слюни пускала на фигурки Паука и Гоблина на глайдере.



Ох, сколько же Сони заработала денег на сопутствующих товарах, страшно подумать. Тогда Паук был везде: игрушки, сотки (кэпсы), одежда, пеналы, рюкзаки, посуда, конфеты, жвачки и десятки других товаров. Фильм ждал грандиозный успех – первый фильм в истории, заработавший за уик-энд более ста миллионов долларов (115 миллионов, если быть точнее). И студия пожинала плоды во всю.



Что до меня, то на фильм в кино я, к сожалению, не попал. В кинотеатры я тогда еще не ходил (до первого кинопохода оставался еще год – «Другой мир» Лена Уайзмана) В те годы у семьи было не лучшее финансовое положение, и просить сводить меня в кино я не осмелился. Помню единичное изъявление желания попасть на фильм, которое желанием и осталось. Мне оставалось с завистью слушать сбивчивые восторженные рассказы одноклассников. Десятилетние мальчики – не лучшие рассказчики, и я, хоть и слушал с разинутым ртом, не очень понимал, что они мне рассказывают. А у одного приятеля была фигурка Паука и сам, мать его, Гоблин на глайдере - тут завидовал уже весь двор. Фильм благополучно в прокате прошел, а мне оставалось только жить дальше.

Настали летние каникулы. Месяц уже где-то июль-август. Обычный летний день школоты начала нулевых: шатаемся по роскошной детской площадке (когда-то заняла то ли 1-е, то ли 3-е место в Южном округе Москвы), жуем чипсы, запивая копеечной газировкой, типа Колокольчика, играем в сотки. На руках временные татушки-вкладыши из жвачек, коленки и локти в шрамах и зеленке. Времена «Домой не пойду, а то родители загонят». Так вот, вот один знакомый пацан, довольно зажиточный (у него была куча Биониклов и Sony PlayStation One Slim – у меня же была только Sega Mega Drive 2), во время игры в сотки, где я обдирал его, как липку (играл я офигенно хорошо - за жизнь не купил ни одной, но напобеждал на коллекцию из 500 штук, не меньше; я их даже продавал партиями богатеньким сынкам, которые играли не очень, но иметь их хотели), обмолвился, когда речь в очередной раз зашла про Паука, что у него есть кассета с фильмом. У меня, наверное, сердце тогда остановилось на секунду. Я так испугался, что меня кто-то обгонит и попросит посмотреть, что я с ходу предложил ему вернуть всё им проигранное плюс несколько моих фишек сверху за эту кассету. Такую ставку никто перебить не смог, а сам хозяин так опешил и обрадовался этой удаче, что незамедлительно вынес мне кассету. Конечно же, пиратку с неофициальной озвучкой (но реально хорошей - в чем-то лучше дубляжа, который я считаю неудачным – качество перевода сейчас режет мне слух). Домой несся, сломя голову. Отложил кассету в укромное место, чтобы, когда родители уйдут на работу, а сестра в садик, прямо с утра посмотреть.



От этой сцены я испытывал восторг., как Питер Паркер, будто не он, а я пополз вверх по стене.

И мне трудно передать, какое сильное впечатление произвел на меня фильм. Меня ничуть не смущало лицо Магуайра (о негативе к Магуайру я узнал уже только с появлением интернета; за все годы я ни разу не слышал плохого слова об игре Тоби и об образе, выстроенном им), не смущает оно и сейчас; не смущал пластмассовый костюм Гоблина; неловкая первая схватка Паука и Гоблина. Для меня это было исполнением мечты, когда ожидания была полностью оправданы.


Фильм, снимался в 2001-м году, и вобрал в себя лучшее из двух эпох: обаятельную наивность и веру в добро из 90-х и масштабность, драйв и технические новшества из 00-х. Эти восхитительные полеты Паучка по солнечному Нью-Йорку превратили Большое яблоко в любимый киногород. То, каким Сэм Рэйми показал мегаполис в первом и особенно во втором фильме – таким живым, красивым и приветливым - не так уж много фильмов могут этим похвастаться.


Остроумный визионер Рэйми начинил картину своими фирменными визуальными находками, даже простые, не экшн, сцены, наполняя искрящей энергией. Стандартности Рэйми чурается, как греха. Почти каждую сцену можно рассматривать десятки раз, наслаждаясь авторским почерком постановщика.



В его фильме легко уживается светлое простодушие, черный, даже злой, юмор, щемящий сердце драматизм, колючий саспенс, неожиданные хоррор-элементы, полные драйва экшн-сцены, агрессивные, даже пугающие, поединки (из-за финального безжалостного, натуралистичного избиения Паука Зеленым гоблином мама даже хотела запретить мне снова смотреть это кино).



А какая там музыка – Дэнни Элфман создал уже ставший каноничным саундтрек. Каждый раз, как из темноты экрана всплывает заставка Columbia Pictures, и вступает музыка Элфмана, по коже бегут мурашки.


Я смотрел этот фильм на пиратской видеокассете, на пиратском DVD 10-в-1, смотрел по тв. Теперь я пересматриваю его на Blu-ray. Я не мог не приобрести в коллекцию всю трилогию. Общее количество просмотров первых двух частей точно превышает 30.
Я отброшу синдром утенка и признаю, что первый фильм местами устарел, в нем есть слабые стороны, и сиквел, вышедший в 2004-м лучше оригинала по всем статьям, избавившись от обидных недочетов первого фильма и возведя всё, что было в нем хорошего, в абсолют. До сих пор «Человек-паук 2» считается одним из лучших фильмов по комиксам. Но без первого фильма не было бы второго (капитан очевидность), и преуменьшать его значимость я не буду. Фильм вышел в правильное время – жители Нью-Йорка, подавленные и разбитые после сентября 2001, в мае 2002 увидели другой Нью-Йорк – большой, яркий, сплоченный. Город, по которому летал герой, даривший людям надежду и веру в собственные силы.
Замечательная сцена, показанная с точки зрения простых горожан.



Я, может, скажу голословную банальность, но «Человек-паук» - фильм с душой. Душой, которую сейчас почти невозможно найти в мегаломанских тентполах. Сэм Рэйми, снимая свой первый студийный блокбастер, не ограничился ролью безликого наемника. Он чувствовал историю, чувствовал персонажа, подобрал идеальный тон повествования. Он нашел правильный подход. Он банально любил, то что делал. Если хотите убедиться, то сравните первые два фильма с «Человеком-пауком 3». Это фильм, который Сэму снять по-своему не дали, сковав ему руки студийным диктатом. Кино разительно отличается от первых двух частей. И уж точно не в пользу триквела.

Для меня это знаковая картина. Золотой стандарт супергеройского кино. Фильм, который показывает нам все лучшие качества, что должны быть в супергерое – человеке, который не просто дерется со злодеями, а созидает добро, делая людей лучше и служа всем примером, никогда не жалуясь и не требуя ничего взамен. Благодаря такому персонажу, дети мечтают быть супергероями. Я вот мечтал.

3 мая 2002 года в прокат вышел "Человек-паук". С юбилеем, Паучок.
Tags: Гифки, Душевное
Subscribe

  • Парочка gif-мэшапов

    А то давно не мэшапил. 1. Поттер - ни себе ни людям - Ты уверен в этом, друг? - Да. - Тогда сделай, что должен. 2. Когда Министерство магии…

  • Славные парни / The Nice Guys (2016)

    Шейн Блэк - вундеркинд из 80-х, сыгравший первую жертву Хищника, придумавший бадди-муви №1 в истории - "Смертельное оружие", получавший…

  • Гифки: Терминатор Генезис

    Про фильм писать особо не хочется. Это очень слабый фильм и плохой блокбастер, который пытается примазаться к первым двум фильмам. Ни одной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Парочка gif-мэшапов

    А то давно не мэшапил. 1. Поттер - ни себе ни людям - Ты уверен в этом, друг? - Да. - Тогда сделай, что должен. 2. Когда Министерство магии…

  • Славные парни / The Nice Guys (2016)

    Шейн Блэк - вундеркинд из 80-х, сыгравший первую жертву Хищника, придумавший бадди-муви №1 в истории - "Смертельное оружие", получавший…

  • Гифки: Терминатор Генезис

    Про фильм писать особо не хочется. Это очень слабый фильм и плохой блокбастер, который пытается примазаться к первым двум фильмам. Ни одной…